Посмотрела
"Могилу светлячков". Как и все поплакала.
Почитала рецензии на "кинопоиске" и положительные , и отрицательные.
Отрицательные рецензии сводятся к тому, что в фильме не отражена всесторонне историческая действительность второй мировой. Не рассказывается о том, что Японская нация была агрессором, причем ни каким-то абстрактным, а вполне конкретным - вырезались целые китайские деревни - женщины, старики, дети...
Мои дедушка после того, как прошел пол-Европы, не был отпущен домой. Его вместе с другими солдатами переправляли на Дальний Восток, но везли их с долгими стоянками и пока довезли, Япония капитулировала. Так что у меня нет никаких иллюзий и я прекрасно понимаю, сложись все чуть по-другому и вполне возможно пришлось бы моему деду рисковать в очередной раз жизнью, а значит еще неизвестно смотрела бы я сейчас чудесные японские фильмы.
При этом я не понимаю суть претензий конкретно к этой ленте, потому что я нигде не увидела посылов о правильности поступков японского командования или руководства страны. Автор нигде не дает оценку историческим эпохальным событиям. Он просто показывает жизнь простых японцев в период войны.
читать дальшеЕще процентов 90 пишут о том, что фильм о том как ужасна война и т.п. Да где же они тут ужасы войны увидели? Про блокаду давно смотрели? Концлагеря? Тут ужасы другого рода, пугают не столько бомбежки, сколько ужас повсеместного человеческого равнодушия.
И главная странность видится в том, что, по мне так, когда пишут о ужасах войны это как-будто оправдывает поведение простых японцев по отношению к умершим от голода их же детям. Ну вот была война, всех бомбили, все недоедали, вот никто и не почесался. Ни полицейский, ни врач(!), ни фермер, ни тетка... Или начальный минуты фильма, разговор прохожих о том как отвратительны эти, возможно мертвые, попрошайки. Война собственно уже закончилась на тот момент. Это их дети, а не ненавистные оккупанты, так что на ужас войны тут не спишешь их абсолютно идиотские и жестокие слова.
Нигде, кроме первых минут, когда мы видим, что таких попрошаек много, автор не показывает, что смерть от голода была оправдана. Что вот реально тетка пятерых своих прокормить не могла, что вот фермер под растрел пошел бы отдай он ведро картошки голодному подростку или у него тоже голодных ртов целый двор, что врач от недосыпания и голодухи сам в обморок падает и т.п. Ничего такого нет. Есть рациональное равнодушие: нет денег - нет еды. От такого равнодушия дети не только в период войны гибнут. Итог: дети умирают от голода в начале сентября, когда, блядь, на идиллистических полях колосятся помидоры!
Условия жизни простых японцев я увидела тяжелые, но не такие тяжелые, чтобы они оправдывали хоть на грамм показанное равнодушие. Так что урок в этой ленте я вижу не в том, что лишь бы войны не было, а в том, что не оправдывайте себя чем бы то ни было. Не обязательно стрелять или бомбить, чтобы убить невинного, иногда достаточно просто отвернуться от чужой беды.
Еще часть смотрящих в рецензиях обвиняет подростка в том, что он не вернулся к тетке. Но если причиной его смерти и смерти сестренки от голода - его личная глупость, то почему он не один валяется в начале фильма на платформе. Если причины не систематические, откуда тогда множество бродяжек-подростков? А с чего ему было ждать помощи от тетки, которая равнодушно смотрит как дети уходят в никуда и ее не колышит, что с ними будет дальше. Она ведь знает, что их дом сгорел, что родни у них больше нет. И у доктора, когда он кричит, что ему нечем кормить сестру, все делают вид, что они не понимают, что своим невмешательством подписывают им смертный приговор.
Само исполнение истории запредельное - картинка, свет, музыка... Все превосходно.