"Условности были куда прочнее нравственных устоев; он ведь поймал себя на том, что ему легче дать себя убить, чем устроить скандал в гостях."
(Грэм Грин. Ведомство страха)

Классика. Автор умело опутывает нас бесчисленными подробностями и уточнениями. Очень ярко смотрится на контрасте с современными книгами. В современном детективе стоит только автору ударится в детали, и я уже навостряю уши "ага автор вешает ружье на стену, наверняка эта деталь сыграет дальше" и обычно я права. А тут вся книга одни маленькие детали, самый большой экшен – это действие вроде прогулки по саду.

Все поступки персонажей сложны и регламентированы. Герои ничего не делают просто так. Они шлют миллион предупредительных записок, уточняют у надежных людей, требуют рекомендательных писем, а дамы ночуют только в надежных домах в сопровождение какой-нибудь почтенной дамы. И при этом, естественно, злодеи не тонут во всей этой социальной бюрократии, а умудряются еще как-то злодействовать, им определенно нашлось бы место в современных офисах.

Основной приманкой книги для меня был не сюжет, не тайны и разгадки, а вот это невероятная условность любых действий. Злодей не может подойти и вырвать нужное ему письмо из рук девушки, он должен его вытащить из сумки для почты. Причем и злодей, и девушка, зная, что он его вытащил, пойдут пить чай на террасу, обмениваясь натянутыми улыбками. Интересно читать про атмосферу другой исторической эпохи и другого социального слоя.

Герои отличные, хотя и невероятно наивные. Злодеи играют по тем же правилам, что и жертвы. Иногда они чуть-чуть заходят за грань, но внешние приличия будут соблюдены. Главная жертва судьбы Лора Фэрли ведет себя нелепо, в лучших традициях худших традиций трепетных ланей с чистой душой. Очень хочется ее потрясти и вправить мозги, но работа у нее такая попадать в лапы злодеев, чтобы остальным было кого спасать.

Еще забавный момент. То что раньше было сентиментальным хэппи-эндом, на современный взгляд выглядит добровольным сошествием в ад. Симпатичная энергичная девушка отказывается от попытки устроить свою собственную жизнь и остается на вторых ролях:
После всего, что мы трое выстрадали вместе, — сказала она, — у нас не может быть другой разлуки, кроме самой последней. Только смерть разлучит нас. Мое сердце и мое счастье, Уолтер, с Лорой и с вами. Подождем немного, пока у домашнего очага не зазвучат детские голоса. Я буду учить их говорить, и первым уроком, который они перескажут своим родителям, будет: «Мы не можем обойтись без нашей тети Мэриан!»

Читать приятно. Но местами во мне просыпалась неожиданная классовая ненависть, и хотелось всех героев отправить рыть какой-нибудь канал в пустыне и не придуриваться. И при этом меня почему-то очень умилил финальный радостный аккорд: сын главных героев получает титул. Это так по-английски =))