Совершенно неожиданно для себя была приглашена на спектакль "Господа Г" по произведению "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина. Это самый жуткий и страшный спектакль, который я когда-либо видела. Дом с привидениями. Серые грязные стены. Окон нет. Двери всегда готовы гостеприимно захлопнуться перед вашим носом. Отсюда нет выхода. Запах тлена, гнили. Холод и мрак. Вместо икон в углу темнеют дыры, перед которыми ползает на коленях, лебезя и ябедничая Богу, Порфирий. Иудушка. Кровопивушка. Он высасывает жизнь из всего, до чего может дотянуть свои жадные ручонки. Любой вампир, по сравнению с ним, просто - почетный донор. Медленно и равнодушно он убивает всех своих родных - брата, мать, сыновей, жену... Они уходят в муках, со слезами, с мольбами, со стонами и отчаянными криками о помощи. Уходят, чтобы пополнить ряды счастливых в своей свободе от Иудушки армии привидений, заселяющих усадьбу. Белые лица мертвецов мелькают в дырах, которым молится их убийца и которые он так мягко и ласково целует. Мертвецы шепчутся, танцуют и кукарекают в пустых комнатах. Мертвецы приветливо машут руками очередной жертве Иудушке: "Ну давай же, иди к нам. У нас весело! Освободись от него!.." Мертвецы пишут белыми мелками на серых стенах его страшный приговор - Иуда. Иуда. Иуда....
И именно мертвецы закроют все двери, все провалы икон, чтобы оставить Порфирия одного в сером пустом колодце, который он сам себе и вырыл. Наедине с собой.
***
И вместе с тем, не смотря на все написанное мною выше, постановка является сугубо классической. И она мне, пожалуй, еще и приснится.