Попробуйте жить по совести: сначала больно, потом понравится.
Успела уже дважды сходить на новую работу великого Миядзаки "Мальчик и птица" в кино. Дважды, потому что это нереально красиво, на кадры из мультфильма хочется смотреть и смотреть. Чувствуется, что Миядзаки привык рассказывать свои истории не словами, а образами.
Мальчик Махито, потерявший от бомбежки мать, переезжает с отцом из Токио в провинцию. Отец снова женился. Мачеха, сестра погибшей матери, беременна и скоро у Махито должен появится брат или сестра. Новые одноклассники, обычные сельские детишки, которые большую часть времени работают в поле, настроены враждебно. Весь окружающий мир Махито стремительно меняется и принять его тяжело. Свой путь взросления герой проходит с помощью путешествия в потусторонний мир, полный символов и скрытых смыслов.
Условно мультфильм можно разделить на две части. Первая вводная часть - эта реалистичная, немного грустная зарисовка из жизни подростка военного времени в Японии. Вторая часть напоминает интересный сон, полный странных образов, разобраться с которыми не так уж и просто. Это взрослый, откровенный и очень личный разговор Миядзаки со своим зрителем.
В сюрреалистичном мире грез и кошмаров Миядзаки есть своя внутренняя логика. И единственный минус «Мальчика и птицы» как раз состоит в том, что иногда логика повествования ускользает от зрителя, как рыба из рук. Поэтому повествование где-то в середине утомляет.
Но интуитивно все равно при просмотре чувствуешь, что логика есть, что все идет ровно так, как оно и должно идти. Честность, мужество, благородство и стойкость Махито помогают ему идти к своей цели в самых разных декорациях. Великая победа бывает только после преодоления великого искушения. Этот мотив вообще очень часто встречается в работах Миядзаки. Например, это отказ от богатств, которые предлагал Безликий, Тихиро. В «Мальчике и птице» искушения более глобальны и при это более интимны - великий соблазн построить новый мир из нечистых помыслов, великий соблазн поддастся эгоизму и не идти спасать мачеху.
По мере просмотра «Мальчика и птицы» часто встречаются знакомые образы. Многие, если судить по рецензиям, это приняли за отсылки к другим работам автора. Как-будто растет лес, где каждое дерево – это работа Миядзаки, и режиссер берет охапку ярких желтых листьев из этого леса и бросает вокруг молодого растущего деревца – своей новой работы. У меня при просмотре немного по-другому сложилось представление.
Я могу ошибаться, конечно, это только мои домыслы, но у меня было ощущения, что автор в своей, возможно, последней, работе, которая является посланием следующим поколениям зрителей, как будто показывает не опавшие листья, а семена, из которых вырос лес его работ. Вот рабочие с завода отца несут по тропинке стеклянные красивые кабины самолетов, потом Миядзаки превратит их в цепочку омов из «Навсикаи», вот странные бабушка и дедушка, то ли слуги, то ли дальние родственники в доме матери, потом они превратятся в деда Камадзи и ведьму Юбабу в «Унесенных призраками». Таких отсылок (или семян?) будет много: четырехцветное окно и башня Хаула, коридор из веток по которому Мей ушла в лес к Тотторо, пятна на груди попугаев и т.п. Были приятно их находить, появлялась радость узнавания. Поэтому очень рекомендую к просмотру на большом экране, чтобы можно было разглядеть все детали и нюансы.
Пусть мне и не все понятно в сюжете, не все символы я разгадала, но я поняла главное: Миядзаки дает своему зрителю надежду-напутствие. Идите в реальный мир, будьте стойкими и честными, ищите настоящих друзей и тогда сможете стать творцом справедливого и доброго мира. Поэтому после просмотра остается светлое радостное чувство. Сказка-завещание получилась не только тревожной и горькой, но и доброй к своему нынешнему и будущему зрителю.
Мальчик Махито, потерявший от бомбежки мать, переезжает с отцом из Токио в провинцию. Отец снова женился. Мачеха, сестра погибшей матери, беременна и скоро у Махито должен появится брат или сестра. Новые одноклассники, обычные сельские детишки, которые большую часть времени работают в поле, настроены враждебно. Весь окружающий мир Махито стремительно меняется и принять его тяжело. Свой путь взросления герой проходит с помощью путешествия в потусторонний мир, полный символов и скрытых смыслов.
Условно мультфильм можно разделить на две части. Первая вводная часть - эта реалистичная, немного грустная зарисовка из жизни подростка военного времени в Японии. Вторая часть напоминает интересный сон, полный странных образов, разобраться с которыми не так уж и просто. Это взрослый, откровенный и очень личный разговор Миядзаки со своим зрителем.
В сюрреалистичном мире грез и кошмаров Миядзаки есть своя внутренняя логика. И единственный минус «Мальчика и птицы» как раз состоит в том, что иногда логика повествования ускользает от зрителя, как рыба из рук. Поэтому повествование где-то в середине утомляет.
Но интуитивно все равно при просмотре чувствуешь, что логика есть, что все идет ровно так, как оно и должно идти. Честность, мужество, благородство и стойкость Махито помогают ему идти к своей цели в самых разных декорациях. Великая победа бывает только после преодоления великого искушения. Этот мотив вообще очень часто встречается в работах Миядзаки. Например, это отказ от богатств, которые предлагал Безликий, Тихиро. В «Мальчике и птице» искушения более глобальны и при это более интимны - великий соблазн построить новый мир из нечистых помыслов, великий соблазн поддастся эгоизму и не идти спасать мачеху.
По мере просмотра «Мальчика и птицы» часто встречаются знакомые образы. Многие, если судить по рецензиям, это приняли за отсылки к другим работам автора. Как-будто растет лес, где каждое дерево – это работа Миядзаки, и режиссер берет охапку ярких желтых листьев из этого леса и бросает вокруг молодого растущего деревца – своей новой работы. У меня при просмотре немного по-другому сложилось представление.
Я могу ошибаться, конечно, это только мои домыслы, но у меня было ощущения, что автор в своей, возможно, последней, работе, которая является посланием следующим поколениям зрителей, как будто показывает не опавшие листья, а семена, из которых вырос лес его работ. Вот рабочие с завода отца несут по тропинке стеклянные красивые кабины самолетов, потом Миядзаки превратит их в цепочку омов из «Навсикаи», вот странные бабушка и дедушка, то ли слуги, то ли дальние родственники в доме матери, потом они превратятся в деда Камадзи и ведьму Юбабу в «Унесенных призраками». Таких отсылок (или семян?) будет много: четырехцветное окно и башня Хаула, коридор из веток по которому Мей ушла в лес к Тотторо, пятна на груди попугаев и т.п. Были приятно их находить, появлялась радость узнавания. Поэтому очень рекомендую к просмотру на большом экране, чтобы можно было разглядеть все детали и нюансы.
Пусть мне и не все понятно в сюжете, не все символы я разгадала, но я поняла главное: Миядзаки дает своему зрителю надежду-напутствие. Идите в реальный мир, будьте стойкими и честными, ищите настоящих друзей и тогда сможете стать творцом справедливого и доброго мира. Поэтому после просмотра остается светлое радостное чувство. Сказка-завещание получилась не только тревожной и горькой, но и доброй к своему нынешнему и будущему зрителю.